Содержание → В ЧЕРТОГИ СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ → Часть 4
Постепенно стала оживать снежная целина ледника. Её pacполосовали следы горных лыж. Одна за другой «убегали» все выше и выше снегомерные вехи. К утру на далёкое расстояние можно было увидеть ровные кучки сугробов, появившиеся рядом с вырытыми шурфами, в которых гляциологи изучают строение снежного покрова. С их помощью впервые на леднике Норденшельда были измерены толщина и плотность снега.
На пути вставали крутые уступы ледопадов, разбитые глубокими расселинами на отдельные глыбы и блоки, напоминавшие то пирамиды, то колонны, то ровные плиты. Эти наиболее труднодоступные и опасные участки ледника приходилось форсировать с огромным напряжением физических сил и нервов. Природа словно нарочно создала здесь исполинские трещины-разломы, уходившие на десятки метров в глубь ледника Норденшельда. Некоторые из них были перекрыты снежными «мостами», которые из-за начавшегося таяния уже не могли удержать гляциолога. Чтобы не «нырнуть» ненароком вниз, приходилось двигаться с особенной осторожностью. Идущий первым всё время прощупывал снег, а крепкая капроновая верёвка, связывающая его с остальными, надёжно страховала путников. Часто раздавался предупредительный оклик: «Осторожно, промоина! », «Берегись, трещина! », «Сложный участок! » Некоторые пропасти в последние дни уже успели открыть свои зловещие пасти, из которых неприятно тянуло холодом. В такие моменты возникало непроизвольное желание скорее миновать этот район «голубого ада».
На пятые сутки уставшие гляциологи возвращались в Пирамиду. Последнюю ночь им пришлось провести в напряжённой работе на леднике — торопились к приходу «Сестрорецка». Осунувшиеся и обожжённые солнцем участники похода были довольны: исследования ледников начались.
Первые два дня моего пребывания в Пирамиде стояла хорошая погода, но оба дня экспедиция не могла улететь на ледник: вершина плато Ломоносова всё время была окутана мощными клубами облаков. Гляциологи нервничали, не в силах что-либо предпринять. На третье утро над крышами посёлка прошумели наконец вертолёты. Их появление озадачило нас.
— Ну что, ледоведы, будете сидеть здесь, на руднике, или поедем на ледник? — столь непривычно приветствовал нас командир вертолётной группы Андрей Фёдорович Васюков.
Я стал объяснять, что сами рвёмся туда, да нет нужной погоды на ледоразделе плато и из-за этого можно высадиться не в намеченной точке, чего нельзя допустить.
— Паникёры! Я здесь летаю уже два года, — не унимался Васюков, — и могу вас заверить, что погода люкс. Пока доберёмся до вашего льда, будет все в порядке! Как-никак это все же Шпицберген, а не ЮБК.
— А что такое ЮБК? — поинтересовался кто-то из моих товарищей.
Лётчик снисходительно взглянул на вопрошавшего с высоты своего богатырского роста и процедил:
— Южный берег Крыма. Географы могли бы и без объяснений догадаться.
Считая дальнейшие разговоры пустой тратой времени, Васюков прогрохотал отработанным командирским голосом, не терпящим никаких возражений:
— Через десять минут пойду на рекогносцировку. Возьму только троих: двух ваших парней да одного киношника-москвича. Надоел он мне до смерти, говорит, что ему необходимо снять ледники и высадку на них гляциологов.
Командир достал из большого кармана лётных брюк портсигар, одарил всех желающих сигаретами «Винстон». После нескольких затяжек лицо пилота подобрело, и он, положив руку на моё плечо, дружелюбно изрёк:
Закладки
- » Однажды зимой 1968 года случилась непредвиденная беда: в борьбе со…
- » Выдающийся американский художник Рокуэлл Кент однажды заметил:…
- » Вскоре после этого, в конце 1912 года, группа петербургских…
- » Забегая вперёд, хочу сказать, что шурф достиг глубины около 15…
- » Быстро и незаметно прошла зима после первой поездки на Шпицберген.…
- » История освоения Шпицбергена насыщена многими интересными…
- » — О, Володя! У тебя очень хорошие глаза! — воскликнул…
- » Рога — главное орудие животного в борьбе со своими врагами. Против них овцебыки…
- » Первую серьёзную попытку достичь полюса, уйдя со Шпицбергена, предпринял…
- » Недалеко от палаток на снегу темнели ящики, мешки, бочки,…
- » Вслед за основной массой пассажиров — работниками «Арктикугля»…
- » Господин Эвре познакомил нас с работой радиометеостанции, а затем…
- » Справа от «небоскрёба» выделяется необычное высокое…
- » Восемь лет эксплуатировал этот рудник Джон Лонгйир. Затем американский…
- » В один из майских дней 1965 года радиоинформатор Ленинградского вокзала привычной…
- » Прохладным июньским днём 1966 года два вертолёта взяли курс из…
- » Чуть в стороне хаотично валяются толстые деревянные балки с мощными…